Каменск-Шахтинский -
город на северо-западе Ростовской области (61 регион РФ), находится на
автомагистрали М-4 и железнодорожной станции "Каменская", находящейся на магистрали Сибирь-Юг.
Расположен у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа, на реке Северский Донец (правый приток Дона).
Население города составляет порядка 100 тысяч жителей (2002 год). Основан в 1671 году.
Каменск - это крупнейший промышленный центр Ростовской области.
Город имеет прямоугольную планировку, асфальтированные и булыжно-щебеночные улицы. Дома в центре города,
в основном, двух- и пятиэтажные, в малом количестве девятиэтажные. На окраинах - дома старые одноэтажные
деревянные и обложенные кирпичом, а также много новых частных кирпичных домов. Новый микрорайон города состоит
из пяти- и девятиэтажных зданий. Город вытянут вдоль реки Северский Донец, хорошо озеленен, электрифицирован
и газифицирован, имеет водопровод и канализацию, хорошо обеспечен городским автотранспортом и телефонной связью.
Железнодорожная линия, на которой стоит город, двухпутная электрифицированная.
От ж-д станции Лихая идет двухпутная неэлектрифицированная линия на Волгоград и однопутная
на Гуково (далее на Украину). Через город проходит автомобильная трасса М-4 ("Дон"), которая
пересекает реку Северский Донец по двум мостам.
Местность вокруг города представляет собой волнистую равнину с речными долинами, балками и оврагами.
Склоны долин высотой до 100 метров. Грунты преобладают глинистые и песчаные, а также черноземные,
на правом берегу реки грунты щебеночные. Имеются грунтовые воды, которые местами в виде родников
выходят на поверхность. Вода - жесткая.
Река Северский донец - судоходна, имеет плотины, обеспечивающие судоходные глубины. Максимальная ширина
реки - до 350 метров, глубина - до 6 метров. Дно песчаное и песчано-илистое, имеются как крутые,
так и пологие берега с пляжами.
Пойма реки - луговая и местами заболоченная. Замерзает река в декабре и вскрывается в марте,
ледоход короткий, весеннее половодье может длиться до полутора месяцев и вода может подняться на несколько метров.
Крупные лесные массивы расположены по пойме реки. Небольшие леса распространены по долинам рек,
склонам балок и оврагов. Преобладающие породы деревьев: дуб, тополь, сосна. Имеются также искусственные
полезащитные полосы.
Зима в этих краях мягкая и малоснежная. Небольшие морозы часто сменяются оттепелями.
В средине зимы иногда бывают сильные морозы. Преобладает пасмурная погода с туманами, часто выпадают
осадки в виде снега, но снежный покров неустойчив. Наибольшее количество осадков выпадает в декабре.
Весна теплая и дружная, с ясной погодой, однако возможны ночные заморозки до мая месяца.
Наибольшее количество осадков выпадает в мае. Лето жаркое и сухое, преимущественно с ясной погодой.
В начале лета бывают ливневые дожди. Осень умеренная и характеризуется увеличением пасмурных дней.
Первая половина осени теплая с ясной погодой; ночные заморозки наступают в октябре. Затем наступает
похолодание, идут моросящие дожди. Наибольшее количество осадков выпадает в сентябре. Ветры
преобладают восточные (с сентября по май) и западные (июль-август).
(Из энциклопедических справочников)
Сентябрьским днем 1671 года от Рождества Христова атаман Корнила Яковлев собрал на майдане
у Воскресенского собора в Черкасске Войсковой Круг. Решали насущные проблемы жизни донской
общины. В заключение рассмотрели челобитные группы казаков о заселении нового городка.
После недолгого обсуждения была выдана казакам Заимная Грамота, в которой говорилось:
"...Великого Войска Донского Заимная Грамота казакам Кагальницкого, Зимовейского и
Есауловского городков, объявившим желание завести новую станицу. А мы, атаманы да казаки,
по указу Великого государя да по нашему войсковому приговору в 22 день сентября 1671 года
порешили дозволить казакам на Донцу в пусте лежащем юрту у речки Каменки поселиться и станицу держать...".
Согласно преданию, первыми поселенцами Каменского городка были избежавшие расправы участники восстания
Степана Разина. В ни кем не занятом урочище у речки Каменки казаки вырыли землянки и обнесли городок
двойным плетнем, набитым изнутри землей. Ради предосторожности, которая была не лишней.
Уже спустя несколько лет, в 1677, а затем в 1684 году на городок совершили набег азовские
турки, но городок уцелел. Вскоре казаки переселились на более удобное место верстах в семи
от прежнего, вблизи устья речки Глубокой. Тоже жили в землянках, без женщин. При нападении
татар перебирались на остров на озере Атаманском. Население казачьих городков увеличивалось
за счет беглых из центральной России и Украины.
В 1707 году каменские казаки приняли участие в Булавинском восстании. После разгрома восстания
царские войска разорили по распоряжению Петра Первого 44 городка, в том числе и Каменский.
Однако он снова возродился. Теперь на возвышенности, у песчаного берега речки Глубокой,
верстах в трех от прежнего места. Но и здесь жили недолго. После пожара оставили пепелище.
Впоследствии на этом месте заселился хутор Погорелов.
Четвертым поселением было то, что ныне называется Старой Станицей, на левом берегу Донца.
С тех пор городок стал называться станицей. Жили в нем казаки, имея семьи, в добротных куренях.
В 1740 году возвели храм во имя Покрова Богородицы. Через пять лет он сгорел вместе со всей
станицей. Но поселение довольно быстро отстроилось. 22 марта 1747 года заложили новый храм
в то же наименование. В станице насчитывалось 110 дворов, 610 жителей. Когда церковь обветшала,
построили другую, освятив ее в 1792 году.
Станица росла. В 1800 году в ней было 291 двора, жили 1766 мужчин и 1848 женщин. Жители
занимались хлебопашеством, разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, домашнюю птицу.
Имелось девять мельниц. Одна беда - в весеннее половодье станицу затопляла река. И в 1805 году
станичники обратились в Войсковое правление с ходатайством о переселении на правый высокий берег Донца.
Однако скоро разгорелась война с наполеоновской Францией. На войну увел донские полки войсковой
атаман Матвей Иванович Платов. Ушли и многие каменцы в тех полках. Было не до переселения.
Только с 1817 года, получив "добро" от властей, каменские казаки начали постепенно перебираться
на правый берег Донца и застраиваться между существовавшими еще с конца XVIII века хуторами Рыгин и Косоноговка.
(По материалам каменской газеты "ПИК")
Память о войне
Танк Т-34
Средний танк Т-34-76 установлен в качестве памятника в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области.
Эта машина в конце 1980-х годов была поднята из реки Северский Донец, отреставрирована и 9 мая 1990 года
к сорокапятилетию Победы установлена на постамент.
На танке установлена литая шестигранная башня-"гайка" без командирской башенки. Крыша башни выполнена без съемной перемычки между люками.
Стенки башни выполнены без пистолетных портов. На башне имеются "составные" поручни.
Данная машина собрана из корпуса Т-34-85 производства завода № 112 и башни Т-34-76 предположительно производства УЗТМ конца 1942 года. (Источник)
Танк Т-70
Двухместный легкий танк Т-70 установлен на площади Труда возле Вечного Огня в начале 1970-х годов.
Посвящен танкистам, погибшим в боях за Каменск в январе 1943 года. (Источник)
Танк Т-60
Советский легкий танк Т-60 установлен в качестве памятника в пгт Глубокий Каменского района Ростовской области.
На танке смонтированы "неродные" гусеницы от трактора ДТ-75. (Источник)
Мостовой переход через Северский Донец
В декабре 2002 г. сдан в эксплуатацию автодорожный мостовой переход через реку Северский Донец в
г.Каменск-Шахтинский Ростовской области, который будет обеспечивать двухполосное движение автотранспорта в направлении
Ростов-на-Дону - Москва. Для обратного направления движения на 1 очереди реконструкции сохраняется существующий мост
с габаритом Г-8, расположенный в 20 м от оси нового моста. Существующий мост был построен в 1966 г. и в 1999 г.
был капитально отремонтирован, что и дает возможность его использования на 1 стадии реконструкции моста.
Заказчиком строительства являлся "СевКавупрдор". Генпроектировщик моста Северо–Кавказский
филиал ОАО "Гипродорнии". Генеральная подрядная организация – "Ростовавтомост". Рабочая документация опор и струенаправляющей
дамбы разработана Северо–Кавказским филиалом ОАО "Гипродорнии". Рабочая документация пролетного строения разработана ОАО "Трансмост".
Поставщик металлоконструкций пролетного строения - ЗАО "Борисовский завод ММК".
Мост длиной 387 м с опорами высотой 20 м расположен на вертикальной кривой радиусом 15000 м.
Опоры моста высотой 20 м сборно-монолитной конструкции. Опоры состоят из цокольной части из монолитного бетона высотой и двух столбов
сечением 2х2 м из сборных блоков с заполнением монолитным бетоном. Основания двух русловых опор N3 и N4 на буровых
столбах d=1,2 м длиной 12 м, проходящих через чередующиеся слои песка и глины и заделываемых в плотные сланцы на глубину 4 м,
а всех остальных опор – на сваях 35х35 см длиной 12 м. Пролетное строение неразрезное сталежелезобетонное с ездой поверху по
схеме 55,.0+3x88,0+55,0м. Габарит проезжей части Г-11,5 c тротуаром шириной 1,5 м с одной стороны и служебным проходом
шириной 0,75 м с другой. Временные нагрузки – А11 и НК-80. Пролетное строение расположено в плане на прямой, в профиле на
выпуклой вертикальной кривой радиусом 15000 м.
В поперечном сечении пролетное строение состоит из двух коробчатых балок, объединенных поперечными связями,
поставленными с шагом вдоль моста 11 м и железобетонной плитой проезжей части. Плита проезда – монолитная, с расположением тротуаров в
одном уровне с проезжей частью. Толщина плиты в пролете составляет 240 мм. Нижняя поверхность плиты проезда – плоская, вуты отсутствуют.
Железобетонная плита проезжей части объединяется с коробчатыми балками посредством гибко-жестких гребенчатых упоров, прикрепляемых к поясам балок на
сварке. Расстояние между смежными стенками коробчатых балок 4400 мм, а между осями коробчатых балок – 5700 мм (по осям опорных частей).
Полная высота коробчатой балки на всем протяжении пролетного строения сохранена постоянной и принята равной 3192 мм.
Ширина верхнего пояса принята равной 2600 мм, нижнего – 1600 мм. Наружные (фасадные) стенки коробчатых
балок имеют наклон для придания большей архитектурной выразительности пролетному строению и мосту в целом. Этот
прием позволяет также обеспечить более равномерную работу плиты проезда на местную нагрузку и уменьшить минимально
необходимую ширину промежуточных опор. В опорных сечениях коробчатых балок устроены диафрагмы, под которыми под каждой
коробчатой балкой устанавливается литая катковая опорная часть. На опоре N3 устанавливаются неподвижные опорные части.
Монтажные стыки коробчатых балок – комбинированные. Пояса – на сварке, стенки – на высокопрочных
болтах диаметром 22 мм. Основные материалы пролетного строения: прокат низколегированный конструкционный для мостостроения из стали
марок 15ХСНД – 2 и 10ХСНД – 2. Бетон монолитный конструкционный тяжелый класса по прочности на сжатие В35.
Принятые конструктивные решения позволяют: сохранить поперечное сечение плиты проезда постоянным по всей
длине пролетного строения, что упрощает конструкцию опалубки (верх всех элементов опалубки находится в одном уровне, щиты
опалубки, расположенные между коробчатыми балками, будут иметь только один типоразмер) и значительно сокращает
количество типоразмеров арматурных стержней; упрощает технологию продольной надвижки пролетного строения в процессе
монтажа, так как коробчатые балки имеют при этом гладкую нижнюю поверхность.
Деформационных швы фирмы MAURER SOHNE с поворотными траверсами типа DS-160, DS-240.
Отвод воды с проезжей части обеспечивается односторонним поперечным уклоном, направленным к тротуару.
Вода с проезжей части сбрасывается в продольный лоток из нержавеющей стали, который располагается у перил, и отводится
за пределы моста. Лоток сверху закрыт решетчатыми крышками. Так как лоток расположен в пределах ширины тротуара, он легко
доступен для осмотра и очистки. Эксплуатационные обустройства предусмотрены в виде смотрового хода, расположенного между
коробчатыми балками, имеющего спуски на опоры. Для осмотра внутренних полостей коробчатых балок предусмотрена возможность
сквозного прохода внутри них и люки в вертикальных стенках коробчатых балок для выхода на смотровой ход. Проект производства работ
и рабочие чертежи СВСиУ по сооружению опор, сборке и надвижке пролетных строений разработан ОАО "Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург".
Проект производства сварочных работ разработан лабораторией сварки ЦНИИС при Воронежском заводе ММК. Из-за
расположения береговых опор в конусах высокой (около 20 м) насыпи действующего старого моста, забивку свай 35х35 см длиной
14 м производили в мощном, специально укрепленном шпунтовом ограждении.
Для сооружения русловых опор был построен рабочий мост на ж/б сваях 35х35 см со сборными железобетонными
ригелями и с железобетонными плитными пролетными строениями L=6 м.
Сооружение буровых столбов производилось в металлических защитных кожухах L=12 м буровым агрегатом Bauer BG-9 с рабочего моста и эстакад.
Ростверки опор бетонировались в шпунтовом ограждении. Цокольная часть опор из бетона В25 бетонировалась в переставной металло-деревянной опалубке.
Сборные блоки столбов бетонировались в металлической опалубке. Бетон подавался в бетоносмесителях с собственного бетонного завода производительностью
40 м/час, расположенного на стройплощадке моста.
Сборка пролетного строения производилась на насыпи подхода козловым краном КСК-32 г.п. 32 тс. На насыпи были
расположены сборочные клетки и стапельные опоры из восьмирольных перекаточных кареток.
Продольную надвижку пролетного строения производили с аванбеком длиной 33 м, прикрепленным только к
внутренним стенкам коробчатых балок и имеющим скошенную переднюю часть, что позволило обойтись без устройства для выборки прогиба.
Надвижка пролетного строения производилась с помощью перекаточных восьмирольных кареток г.п. 230 тс,
установленных на каждой опоре моста и на насыпи. Сложность их применения состояла в том, что коробчатое пролетное строение с
наклонными стенками имело понизу ширину всего 1,3 м. Поэтому необходимо было объединить на каждой опоре по две каретки под
одной ниткой главных балок коробки. Для защиты от самопроизвольного передвижения каретки были оборудованы тормозами.
Тяговое устройство г.п. 50 тс было запроектировано в виде рельсовой тележки на колесных парах
нормальной колеи, оборудованной гидравлическим приводом из четырех гидроцилиндров г.п. 25 тс каждый, контактирующих с упорной
балкой, закрепленной к пролетному строению с периодической анкеровкой тележки за перфорированную тяговую ленту,
закрепленную на устое моста и проходящую сквозь рельсовую тележку. За один цикл надвижки пролетное строение должно было
перемещаться на 2,5 м. Однако, по техническим причинам надвижка производилась лебедками г.п. 7 тс с системой полиспастов.
Максимальный темп надвижки составлял 30 п.м. в час. Сборка и надвижка пролетного строения были выполнены за 4 месяца.
Надвижка производилась с элементами опалубки консольных участков железобетонной плиты. После окончания
надвижки и опускания пролетного строения на опорные части по верхним поясам пролетного был проложен рельсовый путь под
крановую установку г.п. 3 тс для монтажа опалубки и арматуры ж/б плиты. Бетонирование ж/б плиты производилось с помощью
бетононасоса, установленного на рабочем мосту и снабженного комплектом металлических труб. Бетонирование плиты
производилось на всю ширину с помощью виброрейки шведской фирмы "Сведала" и было выполнено в течение одного месяца. Всего
на мосту с учетом струенаправляющей дамбы уложено 5000 м железобетона и смонтировано 1500 т металлоконструкций.
Авторы: Н.В. Сучков, Л.Б. Шапиро, Ю.Б. Чернов, В.М. Жирухин. (Источник)
|